ГЛАВНАЯ
      /
      УЧЕБА
      /
      ПРАКТИКА
      /

      ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. 3 КУРС БАКАЛАВРИАТА

      угол

      Организационные основы
       

      В течение практики студенты посещают 7-10 различных организаций, в сумме дающих достаточно полное представление о разнообразных предприятиях, масштабах и различных путях решения проблем защиты техносферы.

      Для студентов третьего курса это первый опыт общения с крупным производством, дающий представление не только о современных технологиях, но и об опасностях и вредностях, связанных с ним,  о мерах по защите. Сотрудник предприятия и преподаватель по ходу ознакомления комментируют видимые студентами технологические процессы, экологические меры защиты и защиты производственной среды.

      Практика предусматривает ознакомление с работой предприятий различного профиля, их отделами экологии и охраны труда, посещение музеев, выставок и национальных парков. Базовыми предприятиями практики являются машиностроительные заводы, обладающие  набором технологических цехов и природоохранных объектов: воздухо- и водоочистных сооружении и др.

      Объектами производственной практики являются и специализированные предприятия: мусороперерабатывающие заводы, городские станции водоподготовки, специализированные выставки и экскурсии, национальные парки. Примерный перечень объектов практики приведен в приложении к программе. Перечень может быть скорректирован с учетом возможности посещения объектов в год практики.

      Проведение практики возлагается на преподавателя, назначенного распоряжением кафедры (руководитель практики), а её организация на ответственного за практику преподавателя кафедры.

      По завершении практики студент составляет отчет на заданную преподавателем тему, где должны быть отражены все вопросы по теме, с которыми ознакомился студент. Отчет включает конкретный материал: схемы, установки, методики, организационную структуру и т.д. посещаемого объекта.

      По результатам практики и материалам отчета студент сдает дифференцированный зачет по пятибалльной системе с проставлением в ведомость по практике куратором группы.

      У ряда студентов результаты первой производственной практики находят продолжение и развитие при курсовом и дипломном проектировании. Для всех студентов учебно-ознакомительная практика является шагом, приближающим их к тем вопросам, которые предстоит решать  в будущем.
       

      цели и задачи


      Основная цель практики заключается в ознакомлении студентов с характером и  видами профессиональной деятельности.

      Задачи практики: ознакомить студентов с различными  опасными и вредными факторами производственной и окружающей среды, с генерирующими их природными и технологическими процессами, а также с системами защиты, контроля и организацией экологической и   служб промышленной безопасности предприятий.

      В результате прохождения  практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и владения:
      1. Знать организационные основы производства и требования безопасности, необходимые на практике, методы планирования и выполнения работ для подготовки отчета, производственные технологии, оборудование, методы и приборы контроля состояния техносферной среды, методы, и  технику для обработки результатов, требования к оформлению и представлению отчетов по практике в соответствии с требованиями ЕСКД;
      2. Уметь планировать и осуществлять выполнение заданий практики, применять имеющиеся знания по  техносферной безопасности на практике, применять современные компьютерные технологии для обработки результатов работ, оформления рефератов;
      3. Владеть навыками организации и выполнения запланированных работ, представления результатов выполненной работы,  в том числе подготовки ее публикации.

      Порядок прохождения практики включает проведение инструктажей по технике безопасности, экскурсии по предприятию, консультации со специалистами, сбор материалов для написания отчета. Режим работы студентов включает работу на предприятиях и  самостоятельную работу по подготовке отчета и  его защиту.

      Требования к оформлению отчета.

      перечень объектов


      1. Мытищинский машиностроительный завод, г. Мытищи, Московская область.





      2. НПО "Наука" г. Москва.
      3. Ростокинский комбинат ЖБК ДСК №1 г. Москвы.



      4. Выставка "Противопожарная защита".
      5. Мусороперерабатывающие предприятия г. Москвы (заводы №2 и №4).



      6. Водоочистные сооружения г. Москвы (Курьяновская станция водоочистки, заводские очисные сооружения).







      7. Музеи, выставки по тематикам ООС, БЖД, ЧС: Политехнический музей, Центральный музей МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Музей воды, Музей землеведения МГУ,  и т.п.





      8. ОАО «Автофрамос», выпускающий автомобили Renault.
      9. Нефтеперерабатывающий завод в Капотне.
      10. Завод  №4 по термическому обезвреживанию твердых бытовых отходов ОАО «Хартия».
      11. СП «Экоцентр» ГБУ «Промотходы».



      12. Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ (НЦУКС МЧС РФ)



      13. Академия государственной противопожарной службы МЧС РФ (АГПС МЧС РФ)





      14. ООО «Зкостандарт»

      ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПОСЕЩАЕМЫХ ОБЪЕКТАХ


      Деятельность компании «Зкостандарт». связана с оказанием инженерных и консалтинговых услуг на рынке техносферной безопасности. Компания выполняет проектные, экспертные и изыскательские, работы осуществляет мониторинг среды, сертификацию, аудит, что является одним из направлений будущей деятельности студентов, приобщение к которому и преследуется как одна из целей практики. Кроме того нужно отметить, что среди сотрудников этой организации много выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова и, МГТУ им. Н.Э. Баумана, с которыми встречались бакалавры. Заинтересованность ООО «Зкостандарт» в молодых и перспективных кадрах, система их подбора и подготовки в организации открывает возможность трудоустройства студентов по специальности, начиная уже с 4 курса.

      Очистные сооружения ГБУ «Мосводоканал» с проектной производительностью 3,125 млн. м3 бытовых и промышленных стоков в сутки и занимающие только в Москве территорию площадью 160 Га.

      Большой интерес вызвало посещение НЦУКС МЧС РФ и ознакомление с его работой. Студенты в реальном режиме времени могли наблюдать ситуационную картину в различных регионах страны, видеть работу операторов. Все это сопровождалось интересной подачей информации, ответами на вопросы. Таким образом, бакалавры смогли увидеть то, что они видели и о чем неоднократно слышали в средствах массовой информации. Это сопровождалось неподдельным интересом к специализации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», желанием налаживания практических контактов с НЦУКС МЧС РФ для дальнейшей работы.
      Обеспечение пожарной безопасности объектов, территорий занимает одно из важнейших мест в области чрезвычайных ситуаций. Возможность ознакомится с вузовской подготовкой курсантов, пообщаться со своими сверстниками, выбравшими эту профессию в качестве своей будущей деятельности, представилась при посещении АГПС МЧС РФ. Это посещение позволило познакомиться с современной, использующейся при обучении противопожарной техникой, лабораториями, ЦУКС, реабилитационными помещениями для сотрудников противопожарной службы для снятия эмоциональных нагрузок, а также со спортивно-оздоровительным центром. Такое общение важно не только в познавательном плане, но и налаживает более тесные межвузовские контакты, обогащает опыт работы.

      Мытищинский машиностроительный завод –современное машиностроительное предприятие, выпускающее продукцию граждансгого (вагоны для метрополитена и др.) и оборонного назначения. Студенты наблюдали работу механообрабатувающего, сборочного и других цехов этого предприятия, тестирование готовой продукции. Бакалавры воочию видели современную технику, выпускаемую предприятием, ее испытание, напрямую общались с руководителями и рабочими завода.

      Интересно и поучительно посещение «Экоцентр»  ГБУ  «Промотходы» занимающегося переработкой различной продукции содержащей отходы драгоценных и цветных металлов, содержащихся в орг. технике и др. изделиях. Настоящей проблеме уделяется в настоящее время все возрастающее внимание.


      примерные темы для э9-61


      1. Негативное воздействие кузнечно-прессового производства на окружающую природную среду и мероприятия по её защите.
      2. Негативное воздействие литейного производства на окружающую природную среду и мероприятия по её защите.
      3. Негативное воздействие сварочного производства на окружающую природную среду и мероприятия по её защите.
      4. Негативное воздействие механосборочных цехов на окружающую природную среду и мероприятия по её защите.
      5. Негативное воздействие процесса окраски на окружающую природную среду и мероприятия по её защите.
      6. Очистка стоков литейных цехов.
      7. Очистка стоков гальванических цехов.
      8. Очистка стоков механических цехов.
      9. Анализ систем очистки вентиляционных и технологических выбросов в атмосферу литейных цехов.
      10. Анализ систем очистки вентиляционных и технологических выбросов в атмосферу сварочных цехов.
      11. Анализ систем очистки вентиляционных и технологических выбросов в атмосферу окрасочных цехов.
      12. Анализ систем очистки вентиляционных и технологических выбросов в атмосферу гальванических цехов.
      13. Твердые отходы литейного производства, их утилизация.
      14. Твердые отходы механических цехов, их утилизация.
      15. Лакокрасочные отходы, их утилизация.
      16. Регенерация травильных или гальванических растворов.
      17. Регенерация и очистка индустриальных или трансформаторных масел.
      18. Системы замкнутого водоснабжения машиностроительных предприятий.
      19. Переработка отходов на мусоросжигательном заводе.
      20. Водоочистка на городской станции.
      21. Организация работы экологической службы предприятия.
      22. Производственные выбросы в воды Москвы
      23 Мусоросжигательные заводы МО и их система очистки
      24. Система раздельного сбора мусора и его утилизация на производстве
      25. Утилизация жидкокристалических мониторов



      примерные темы для э9-62


      1. Анализ технологического процесса и потенциально опасных и вредных факторов кузнечно-прессового производства.
      2. Анализ технологического процесса и потенциально опасных и вредных факторов литейного производства.
      3. Анализ технологического процесса и потенциально опасных и вредных факторов сварочного производства.
      4. Анализ технологического процесса и потенциально опасных и вредных факторов окрасочного производства.
      5. Анализ технологического процесса и потенциально опасных и вредных факторов механосборочного производства.
      6. Особенности организации вентиляции и местных отсосов в литейных цехах.
      7. Особенности организации вентиляции и местных отсосов в кузнечно-прессовых цехах.
      8. Особенности организации вентиляции и местных отсосов в сварочных цехах.
      9. Особенности организации вентиляции и местных отсосов в окрасочных цехах.
      10. Особенности организации вентиляции и местных отсосов в механических цехах.
      11. Организация аэрации (естественной вентиляции) в цехах машиностроительных заводов.
      12. Организация освещения в механосборочных цехах (выбор источника света и светильников).
      13. Организация освещения в горячих цехах.
      14. Индивидуальные средства защиты в машиностроении.
      15. Обеспечение электробезопасности при электросварке.
      16. Характеристика вредных веществ сварочного производства (сварочных аэрозолей), принцип и устройства очистки.
      17. Характеристика вредных веществ окрасочного производства и принцип очистки и обезвреживания.
      18. Пожарные датчики и системы сигнализации при пожаре в машиностроении.
      19. Системы автоматического тушения пожара в машиностроении.
      20. Сравнительная характеристика огнегасящих средств.
      21. Комплекс средств защиты работающего на металлорежущем оборудовании.
      22. Профессии с вредными условиями труда и виды профессиональных заболеваний.
      23. Характеристика источников шума в машиностроении и основные пути его снижения.
      24. Организация  работы  службы  охраны  труда  предприятия.

      ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ “ИНТЕРНЕТ”, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ


      Основная литература.

      1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для бакалавров /Белов С.В.. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. - 681 с.: илл. - - ISBN 978-5-9916-1432-0. - ISBN 978-5-9692-1226-8
      2. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник для программы ысшего проф. образования по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"/ Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н.; -14-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2012 - 671 с.: с ил.

      Дополнительные учебные материалы.

      1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Бабайцев И. В., Мастрюков Б. С., Медведев В. Т. [и др.]. - М. : Академия, 2012. - 294 с.
      2. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Белов С. В., Ильницкая А. В., Козьяков А. Ф. [и др.] ; общ. ред. Белов С. В. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2004. - 447с.
      3. Тимонин А.С. Инженерно-экологический справочник, том 1.,Калуга, издательство Н. Бочкаревой, 2003 – 917с.
      4. Тимонин А.С. Инженерно-экологический справочник, том 2.,Калуга, издательство Н. Бочкаревой, 2003 – 884с.
      5. Тимонин А.С. Основы конструирования и расчета химико-технологического и природоохранительного оборудования. Справочник, том 1.,Калуга, издательство Н. Бочкаревой, 2006 – 852с.
      6. Тимонин А.С. Основы конструирования и расчета химико-технологического и природоохранительного оборудования. Справочник, том 2.,Калуга, издательство Н. Бочкаревой, 2006 – 1028с.
      7. Тимонин А.С. Основы конструирования и расчета химико-технологического и природоохранительного оборудования. Справочник, том 3.,Калуга, издательство Н. Бочкаревой, 2006 – 968с.
      8. Девисилов В.А., Старостин И.И. Учебно-ознакомительная практика на кафедре «экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Научно-методический и информационный журнал «Безопасность в техносфере», 4/2013.
      9. Старостин И.И., Симаков М.В., Гапонюк Н.А. Опыт организации и проведения практик по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Журнал «Безопасность жизнедеятельности», № 6, 2016
      10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (fgosvpo.ru).
      11. Александров А.А., Девисиллов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» ⫽Безопасность в техносфере. 2013. № 4. С. 49-70.
      12. Симакова Е.Н., Гапонюк Н.А., Щалпегин О.Н. Актуализация ФГОС ВО по направлению «Техносферная безопасность» с учетом требований профессиональных стандартов ⫽Безопасность жизнедеятельности. 2015. №7. С. 59-67.
      13. Жукова В.О., Янцен Л.И. История одной практики. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана «Инженер». 2014. Вып. июль-август. С. 15.
      14. Трубникова А.Э., Шакурова А.Р., Койда А.Г. От теории к практике. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана «Инженер». 2015. Вып. июль-август. С. 22.
      15. Медникова А.А., Трамбовецкая Н.К. Момент истины-практика. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана «Инженер». 2016. Вып. Август-сентябрь. С. 11.

      I повышение квалификации тут ec-pb.ru I

      Фильм о кафедре

      Rambler's Top100 Яндекс цитирования