ГЛАВНАЯ
      /
      НОВОСТИ
      /
      РОССИЙСКИЕ
      /

      VII ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ

      угол
      • VII Всероссийское совещание заведующих кафедрами

        VII Всероссийское совещание заведующих кафедрами

        Опубликовано: 05.10.2022

        РЕШЕНИЕ
        VII Всероссийского совещания заведующих кафедрами
        по вопросам образования в области техносферной безопасности,
        безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды
        и природообустройства

        г. Казань, г. Тетюши, г. Иннополис
        22-24 сентября 2022 г.,

        Совещание прошло в Республике Татарстан в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева – КАИ, Казанском (Приволжском) федеральном университете, Тетюшском государственном колледже гражданской защиты, Университете Иннополис.
        В работе совещании приняло очное участие 85 заведующих кафедрами и их представителей из 68 вузов и других организаций Российской Федерации. В дистанционном формате приняло участие 49 представителей из 42 вузов и других организаций. Были представлены вузы из всех регионов страны – от Владивостока до Калининграда, от Санкт-Петербурга и Архангельска до Владикавказа: Москва, Казань, Воронеж, Самара, Ульяновск, Саратов, Пенза, Астрахань, Волгоград, Севастополь, Симферополь, Краснодар, Новороссийск, Уфа, Екатеринбург, Курган, Пермь, Ростов-на Дону, Ставрополь, Нальчик, Нижневартовск, Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Ижевск, Чита, Красноярск и многие другие города России.
        В совещании приняли участие представители Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», представители Совета по профессиональным квалификациям и Росаккредагентства, представители МЧС России.

        В ходе выступлений и активных дискуссий участников совещания выработано и единогласно принято следующее решение.

        1. Одобрить работу федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) 20.00.00 (28.00.00) «Техносферная безопасность и природообустройство» (ФУМО ТБП) и поблагодарить его членов за проделанную работу.
        2. Считать крайне актуальным восстановление единства образовательного пространства, по крайней мере, в рамках укрупненной группы «Техносферная безопасность и природообустройство», что возможно сделать счет:
        - введения Примерных основных образовательных программ (ПООП) c инвариантным ядром и широким вариативным компонентом, в котором могут быть учтены региональные особенности и потребности рынка труда, кадровое обеспечение вузов;
        - создания реестра направленностей (профилей) бакалавриата и образовательных программ магистратуры с возможностью, при необходимости, их дополнения и изменения;
        - разработки индикаторов базовых компетенций, определяющих направление и специальность.
        3. С целью обеспечения единства образовательного пространства в вузах Российской Федерации в области преподавания обязательной дисциплины федерального компонента «Безопасность в жизнедеятельности» обратиться в Минобрнауки России с просьбой  о подготовке распоряжения для подведомственных образовательных организаций о необходимости использования при разработке вузовских рабочих программ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Примерной программы дисциплины, созданной по распоряжению Минобрнауки России в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2010 г. и актуализированной в 2017 г., после ее редактирования  в соответствии с сегодняшними подходами и требованиями.
        4. При разработке федеральных государственных образовательных стандартов следующего поколения исходить из следующего;
        - в случае реализации образовательной модели «2+2+2»  осуществлять ее только в рамках укрупненной группы;
        - считать возможным при реализации модели «2+2+2» разработку единого федерального государственного образовательного стандарта по укрупненной группе 20.00.00 (28.00.00);
        - при разработке нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов учитывать структуру стандартов второго поколения, определив в них дидактический минимум базовых дисциплин, определяющих направление, что обеспечит реализацию принципа единства высшего образования.
        5. Оценку качества высшего образования независимым организациями, принцип организации которых не определен  считать недопустимым, так как это нивелирует  работу вузов и государственных экзаменационных комиссий. Считать, что наиболее достоверной оценкой качества обучения в вузе является востребованность выпускников на рынке труда и оценка работодателей. Необходимо базироваться, прежде всего, на этом показателе, методику мониторинга которого следует разработать.
        6. При отсутствии примерных образовательных программ и рамочном характере действующих федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных индикаторов компетенций проблематично создание универсального фонда оценочных средств даже в рамках общепрофессиональных компетенций.
        В их отсутствии проведение мониторинга остаточных знаний целесообразно проводить на основе утвержденного фонда  вузовских оценочных средств.
        7. Введение возможности получения двойной квалификации (двух профилей бакалавриата или двух образовательных программ магистратуры) возможно:
        - на факультативной основе (платной или бесплатной) при увеличении часовой нагрузки сверх установленной федеральным государственным образовательным стандартом;
        - при реализации модульной системы обучения и финансирования из бюджета обучения по второй квалификации (профилю, образовательной программе) с нагрузкой сверх установленной федеральным государственным образовательным стандартом с увеличением срока обучения на 1 год.
        В противном случае при реализации двойной квалификации в рамках установленного стандартом объема часов ухудшится качество обучения.
        8. Просить Минобрнауки России пересмотреть нормативы подушевого финансирования вузов, в частности  по УГСН «Техносферная безопасность и природообустройство», либо по инженерному образованию  в целом. Ввести расчеты ставок преподавателей по количеству зачетных единиц, необходимых для реализации программы. Действующая система снижает качество образования студентов и рождает неопределенность в нагрузке преподавательского состава вузов, что в первую очередь влияет на количество ставок для молодых преподавателей.
        9. Поддержать решение Минобрнауки России и Высшей аттестационной комиссии о введении в номенклатуру научных специальностей новой группы «Техносферная безопасность» и исключения их отраслевого характера. Считать целесообразным создание Экспертного совета ВАК по указанной группе, что будет способствовать повышению качеству экспертизы диссертационных работ.
        10. При разработке,  редактировании, утверждении профессиональных стандартов необходимо тесное взаимодействие Советов по профессиональным квалификациям и ФУМО ТБП.
        11.Учитывая важность и гуманистическую направленность образования в области безопасности с целью  достижения согласованности и преемственности образовательных программ в этой области применительно ко всем ступеням и уровням отечественной системы образования подтвердить предложение предыдущих Всероссийских совещаний заведующих кафедрами (2009, 2013, 2017 гг.) о необходимости принятия Концепции  образования в области техносферной безопасности. При разработке Концепции использовать ранее разработанный и одобренный Всероссийскими совещаниями и опубликованный  проект Концепции  национальной образовательной политики в области безопасности
                  12. Для активизации формирования культуры безопасности жизнедеятельности  рекомендовать создание музейных экспозиций, развитие экспозиционно-выставочных проектов, театральных постановок и VR-спектаклей в области безопасности

        13. Расширить функции ФУМО ТБП, закрепив за ним организацию разработки федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ и индикаторов компетенций, экспертизу учебников и учебных пособий с присвоением грифа ФУМО ТБП. Совещание одобряет новое типовое положение о ФУМО ТБП, разработанное Координационным советом по инженерному образованию.
        14. Считать целесообразным закрепление ФУМО ТБП за базовым вузом (организацией).
        15. Поддержать проведение Всероссийских совещаний в дальнейшем с регулярностью не реже раз в 4 года.
                 16. Регулярно обновлять состав ФУМО ТБП, сформировать его президиум из наиболее опытных, активных и авторитетных членов. Поддержать деятельность региональных отделений ФУМО ТБП в рамках федеральных округов.

        Участники совещания выражают благодарность руководству принимающих организаций за организацию и проведение совещания.


        Председатель                                                                                                  В.А. Девисилов


        24.09.2022 г.

        г. Иннополис, Республика Татарстан



      I I

      Фильм о кафедре