ГЛАВНАЯ
      /
      НОВОСТИ
      /
      РОССИЙСКИЕ
      /

      ЭКСПЕДИЦИЯ ГОЛУБОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ РОССИИ 2017

      • Экспедиция Голубое ожерелье России 2017

        Экспедиция Голубое ожерелье России 2017

        Опубликовано: 28.06.2017

        1 июля по рекам России стартовала вторая экспедиция Голубое ожерелье России 2017 по маршруту Санкт-Петербург - Севастополь.
        В прошлом году экспедиция была посвящена 150 летию факультета Энергомашиностроение и прошла путь От Яузы до Невы.
        В 2017 году планируется осуществление основных целей:
        1.                 Прославление адмирала российского флота Фёдора Фёдоровича Ушакова.
        2.                 Подготовка проекта акваторий.
        3.                 Реализация экологической программы в рамках года Экологии.

        Отчет участницы экспедиции Логутенковой Оксаны, группа Э9-37.



        Главная задача - исследование прибрежной территории крупных рек центральной части России и проработка предложений по развитию её инфраструктуры. По результатам исследования будет разработан план благоустройства прибрежных территорий для развития водного туризма.



        В рамках научной экологической программы будет проведено исследование рек, прибрежных территорий и промышленных предприятий по маршруту следования. От МГТУ им. Н.Э.Баумана участником-организатором экологических исследований пойдет студентка первого курса магистратуры кафедры Э9 Логутенкова Оксана, которая совместно с НИИ Папанина будет проводить оценку основных показателей качества воды в реках Волги, Дона и морях Азовском и Черном. 30 июля планируется встреча с институтом Биологии южных морей в Севастополе. Итоговый отчет и рекомендации по устранению выявленных нарушений будут переданы в комитет по проведению Года экологии в РФ.

         Отчет участницы экспедиции Логутенковой Оксаны, группа Э9-37.

        Этим летом трое студентов МГТУ приняли участье в экспедиции на катерах "Голубое ожерелье России 2017".  Одна из целей экспедиции - экологический мониторинг водного бассейна Волги и Дона. В исследовании приняла участье студентка нашей кафедры-Логутенкова Оксана. Было сделано около 50-ти остановок на маршруте от г. Рыбинска до г. Волгограда. На каждом участке проводился забор проб и их консервация для дальнейшего изучения в лаборатории совместно с ИВВБ им. Папанина. Результаты проб будут известны к декабрю, к этому же времени будет подготовлен и передан отчет в Министерство экологии.
        Экспедиция состоялась, все вернулись живыми и здоровыми!! Теперь расскажем немного о том, как это было..
        Наша страна удивительно красива с воды! Невероятно большая, такая разная, с разным климатом в пределах тысячи километров.  Наше путешествие началось в г. Рыбинске при температуре в +12оС .
        Участье приняли работники ССЗ «Вымпел», ИБВВ им. Папанина, представители федерации Водно-моторного спорта и студенты МГТУ.



        Ночевали на берегу Костромы. Вид на городские огни с лёгкими элементами фризлайта на берегу.



        По плану проходить должны были по 300 км. Скорость катера в среднем  45км/час, возвращались вечером, разбивали палаточный лагерь, готовили ужин. И так 20 дней подряд. Встречались и трудности, но об этом позже.



        После г. Нижний Новгород правый берег Волги бесконечно живописный.



        В Казани нас ждал очень теплый прием. Место встречи - остров Маркиз. Там нас уже ждали экспедиционная исследовательская экологическая группа на специализированном судне "Фламинго" и журналисты ГТРК Татарстан. По судну провели экскурсию, местные экологи пообщались с нашими участниками из ИБВВ им. И.Д. Папанина РАН.
        После чего местная ГИМС проводила нас в Казань...это просто потрясающий город, мы оказались в самом его сердце. Необыкновенно красивый Кремль, мечеть, дворцы, дома!



        После Куйбышевкого водохранилища нас ожидали два шлюза, которые мы проходили 5 Часов! Это очень долго, была очередь из тихоходов, мы должны были всех пропускать. Погода все еще была дождливой и холодной.



        В городе Чебоксары нам порадовалась погода. Очень красивый город! Потрясающая набережная, добрые люди.



        Жигулевские горы на фоне Волги выглядят просто волшебно, до вершин они облеплены деревьями - большая зеленая волна.



        Каждое утро раньше всех экологи выходили в «поля» отбирать пробы.



        Мы приехали в хорошую, жаркую погоду! Немного отоспались, но совсем немного! Сегодня было достаточно жарко.. Три раза останавливались посреди Волги (конечно же, за кромкой судового хода) , чтобы  покупаться.



        Волгоград нас встретил очень тепло. Впечатлили: центральная улица, памятники, ансамбль "Сталинградская битва" и, конечно же, Родина-мать. Мы спустились от монумента в сторону набережной через всю аллею. Побывали в зале славы - удивительное место. Оттуда видна арена Волгограда, которая в следующем году будет принимать ЧМ по футболу.
        Экскурсию проводили сотрудницы местного ГТРК, за что им большое спасибо.
        Позже мы поехали немного дальше в сторону Краснослободска, там состоялась экологическая акция "Воды России". В +43 мы приняли участие в экологической программе по сбору мусора.



        Волгоград-невероятно красивый город! С сильнейшей историей! На Мамаевом кургане замирает сердце.



        После Волгограда нас ожидало 9 шлюзов подряд!  Мы прощались с матушкой Волгой и входили в Дон.



        Первый шлюз - это визитная карточка Волго-Дона - огромная арка встречает все суда, заходящие в В-Д. На нем на наш день случился перепад около 6ти метров - аномалия, в Волге очень много воды. Перепад в последующих шлюзах был даже 10 метров. Мы поднялись на горку в 86 метров! 



        Высота рымов тянула на рекорд. Набросить чалку на рым стало сложной задачей.
        Эти шлюзы отличаются от всех предыдущих системой сброса - на передних рымах очень сильное течение, сильно сносит.



        Шлюз на канале хуже пробок на дороге. За 12 часов прошли 4 шлюза, благодаря очереди из тихоходов.



        На одном из шлюзов произошел интересный случай: только отшвартовались в камере шлюза и сверху крик. Выбегает женщина с рацией и говорит самую неожиданную фразу от сотрудника шлюза: "Помидоры не нужны? Отдам все за 300".
        Весь экипаж растерялся, но было ясно, что упускать такую возможность мы не можем. Женщина была на другой стороне шлюза, пока она шла с помидорами и еще с абрикосами, камера уже начала опорожняться. Женщина подошла с пакетом..опорожнение остановили! И пока мы не передали ей деньги нас вниз не опускали!



        Первая серьезная тряска ждала нас на Цимлянском водохранилище. И тряски этой было в общей сложности 5 часов. Топлива хватило, поломок не было - катера обкатаны хорошо. Мы отдали водохранилищу 3 кепки и одну легендарную панаму, которая прошла гонки на Средиземном, Эгейском и Черном морях.



        23 июля мы вышли в Азовское море. Вначале немного штормило, волна была до метра. Потом ветер усилился. Мы не могли развить скорость больше 20 км/ч и уж тем более выйти на глиссер. Около 5ти часов шли, стали на ночлег в идеальный штиль. Не учли одного - на море даже в малейший ветер поднимается волна.
        Около 3 часов ночи начался шторм. Буквально за 20 минут волна усилилась так, что катера накрывало практически полностью. Единственный катер с открытой кормой затопило, вода была до бортов. Все остальные катера срочно ушли на рейд, встали на якорь в 50ти метрах от берега. Мы потеряли катер, продолжение экспедиции было под угрозой.



        Благодаря Копытову Дмитрию Олеговичу, старшему преподавателю направления ЧС кафедры Э9, который оперативно связался с МЧС, нам предоставили место для стоянки катера до его транспортировки на завод и эвакуатор.



        Погода позволяла идти, но через час хода на одном из катеров сработала защита низкого уровня масла. Затем на втором, а потом и на третьем из оставшихся пяти катеров. Масло было на нормальном уровне, после неудачной попытки починить все на ходу неисправные катера были взяты на буксир. Один из катеров удалось завести, он отвез 6 человек на берег, чтобы буксировать было легче. В 21 час все катера были в Приморско-Ахтарске, утром моторы починили. Дело оказалось в том, что в баки с бензином во время шторма залилась вода.



        У нас невероятно красивая природа! Однако, по пути мы встретили очень много сетей, которые так и норовили намотаться к нам на двигатель. Это большая беда, ведь 70% из них остаются там годами! А рыба попадается в них ежедневно, что очень портит экологию водоемов!



        Мы торопились в Севастополь, чтобы принять участие в параде в День Военно-морского флота. У погоды были другие планы. Мы пришли в Севастополь, ветер набирал обороты каждый час, и в итоге начался шторм, поэтому парад мы смотрели только с трибун.



        Экспедиция - это другая реальность. Другая жизнь. На 20 дней полностью абстрагироваться от своих забот, стать частью новой большой семьи. Все как в жизни, только в 10 раз быстрее. Быстрее надо соображать -  обстоятельства быстрее дают с разворота по голове.
        Были и новые заботы: ночевки в сырых спальниках при холодной погоде. Палящий зной на шлюзах в неизвестности времени прохождения. Многочасовая тряска в катере. Шторм. Когда на твоих глазах скрывался в волнах впереди идущий катер, и когда нас заливало сверху волной. Когда отстали в открытом море от ведущего катера, с поломанным двигателем без связи. Когда ночью в шторм ребята из последних сил держали катера, чтобы волны их не разбили, падали в воду, вставали и снова держали, уводили в море и бросали их на якоря. Когда на наших глазах волны добивали наш катер, выбивая стекла и двери, и мы ничем ему не могли помочь. Внутри все рыдало, поверьте, это очень больно. Не забыть, как утром после шторма выглядел наш лагерь, с разбросанными по берегу вещами. Как мы собирали их, выкинутые на берег волной (увы, многие утонули). Как чинили сломавшиеся двигатели, как носили бензин за полкилометра до берега в канистрах по 25 литров в каждой руке. Как нас ела мошка на островах. Она была в таком неимоверном количестве, что приходилось с разбегу нырять в палатку, но тем не менее с тобой успевало залететь в нее сотни две этих ужасных кровососущих насекомых. Как входили в Севастополь молча, без эмоций, потому что сил на них уже не было.



        Экспедиция научила терпеть лишения и трудности. Учила смирению. Смирению не роптать, не срываться на людях. Смирению принимать людей разных по характеру, по болевому порогу и по порогу точки закипания, слушать их претензии на все и вся, разочаровываться в одних и очаровываться другими.

        Мы прошли 5000 километров, сожгли около 30 тонн 92-го бензина, прошли 18 субъектов Российской Федерации, отслужили молебны по Федору Ушакову во многих храмах по пути нашего следования. Провели сотни заборов воды для научной оценки загрязнения рек и водоемов, провели мониторинг для развития водного туризма (впервые!!!).

        Это было удивительно! Познавательно! Неповторимо! Это площадка для новых идей и проектов! Здесь можно опробовать свои силы и изобретения. У тебя есть новые идеи, как сделать улучшить экологию нашей Родины? Сделать свой проект, прибор для определения качества воды? Здесь можно реализовать любые идеи! В 2018 ты с нами?
         



      I I

      ВИДЕООБРАЩЕНИЕ РЕКТОРА МГТУ

      Rambler's Top100 Яндекс цитирования